21:35
Десять мировых потребительских тенденций на следующие пять лет (Часть I и II)

1. Стремление к эффективному расходованию денег

  • Одним из основных последствий экономического кризиса стало то, что потребители начали сдерживать расходы и более осмотрительно относиться к тому, как, когда и где они совершают покупки. Учитывая медленный выход из кризиса и высокий уровень безработицы, данная настроенность на экономию, по всей видимости, продолжится и в следующие пять лет.
  • В то время как торговые марки и статус для многих остаются по-прежнему важными, эти факторы в целом отошли на задний план в связи с потребностью в эффективности расходов. Покупки дольше обдумываются, а поиск выгодных покупок становится более активным.
  • Ежегодный обзор покупателей в интернете Euromonitor International показал, что большинство респондентов во всем мире (59%) согласно с тем, что им нравится находить выгодные покупки. Этот показатель был особенно высок среди женщин (64%) и потребителей в США и Великобритании (76% в каждой стране).
  • Тенденция к экономии особенно выгодна для интернет-магазинов, наиболее успешными участниками рынка являются Amazon и подобные ему магазины сниженных цен, предлагающие товары по низким ценам, но не в ущерб качеству.
  • Во всем мире появились сайты групповых покупок в интернете, такие как Groupon, Living Social, и множество национальных участников рынка. Эти предприятия оповещают подписчиков по интернету либо по мобильным телефонам об ограниченных по времени местных или общенациональных предложениях.
  • Сайты групповых покупок в интернете делают специальные предложения по широкому спектру товаров и услуг, от ресторанов и спа до образовательных пакетов и экстремальных видов спорта. За последнее время они диверсифицировали свою деятельность, предлагая более специализированное медицинское лечение, включая пластическую хирургию и медицинский осмотр.
  • В период кризиса модель «жесткого дискаунта» в системе розничной торговли бакалейными товарами стала более популярной, так как данные магазины в состоянии предложить ряд продовольственных товаров по бюджетным ценам, предлагая лишь ограниченный выбор продуктов и делая основной упор на собственную торговую марку.
  • Магазины твердых цен (повсеместно известные как долларовые магазины в Соединенных Штатах, 100-йеновые магазины в Японии и фунтовые магазины в Великобритании) также стали преуспевать с начала кризиса, обслуживая и потребителей с низкими доходами и испытывающих затруднения лиц со средним достатком, ищущих выгодные предложения.
  • Концепция качественной одежды по разумным ценам (или «быстрая мода»), такой как в британских магазинах Primark, немецких Kik и японских Uniqlo, также быстро завоевала популярность с началом кризиса; такая одежда продается в больших объемах и обладает имиджем «дешевого шика» среди молодых потребителей.
  • Неопределенные экономические перспективы в сочетании с высоким уровнем безработицы и перспектива роста цен на продовольственные и промышленные товары означают, что в течение прогнозного периода потребители будут оставаться осмотрительными и особенно внимательно следить за тем, чтобы деньги не тратились как можно дольше.
  • 2. Более осторожный подход к кредитам

  • С начала экономического кризиса потребители развитых стран стали уделять первостепенное внимание необходимости жить по средствам и имели тенденцию брать новые кредиты лишь на конкретные крупные покупки.
  • Особое внимание потребители уделяли погашению своих долговых обязательств, более ответственно подходя к новым займам и полагаясь на имеющиеся кредитные карты или в целях сокращения расходов переходя на расходные или дебетовые карточки.
  • В 2012 г. появились признаки того, что рынок личных финансов снова начинает оправляться, частично благодаря растущему спросу новых представителей среднего класса на развивающихся рынках, но также из-за низкого уровня процентных ставок и неудовлетворенного спроса на дорогостоящие товары на рынках развитых стран.
  • Отношение к экономии и расходам в разных странах существенно отличается. Например, в Китае и Индии традиционно откладывается большая доля дохода (в 2011 г. 39% и 30% соответственно), в то время как в США и Великобритании потребители откладывали соответственно лишь 3% и 2% от дохода.
  • Спад кредитования находился в тесной связи с тенденцией к более высоким накоплениям с начала рецессии и является еще одним показателем возросшей осторожности со стороны потребителей и банков.
  • В нескольких странах были ужесточены требования кредитного законодательства. Для защиты потребителей недавно были введены директива ЕС о потребительском кредитовании, поправка к закону 2011 г. о защите потребительского кредитования в Австралии (кредитные карты и ипотечные кредиты) и пересмотренный закон Японии о денежных займах.
  • Всеобщий баланс по кредитным картам за период 2007-2012 г. увеличился лишь на 1%, до 953 долларов США. Однако этот показатель был сведен на нет значительным ростом кредитов на образование, при этом займы в данной категории в 2012 г. в среднем достигали 955 долларов США на одно домашнее хозяйство, по сравнению с лишь 578 долларами США в 2007 г.
  • Рост студенческих займов отражает и увеличение числа студентов, так как перспективы трудоустройства для молодежи остаются мрачными, и более высокую плату за обучение в таких странах, как США, Великобритания и Австралия.
  • Появилось предпочтение дебетовых или предоплатных форм расчетов в связи с тем, что потребители стали скорее прибегать к невозобновляемым, чем возобновляемым средствам платежа. Число дебетовых карт и карт предварительной оплаты в обращении во всем мире за период 2007-2012 г. выросло на 69% и 63% соответственно, до 6,1 и 2,1 миллиардов.
  • Экономический кризис оказал сильное влияние на рынок персональных кредитных карт, при этом число карточек в обращении в мире между 2007 и 2012 гг. увеличилось лишь на 13%, до 2,1 миллиардов.
  • Тем не менее, резко повысилось использование кредитных карт на некоторых рынках, таких как Китай, где поколения, родившиеся в 1980-е и 1990-е годы, более склонны к займам по кредитным картам и считают их модным методом оплаты.
  • Учитывая то, что получение кредитного продукта для массового потребителя в рассматриваемый период становилось все более трудным, потребители начали рассматривать менее привычные продукты, такие как краткосрочные кредиты «до получки» или кредитование физическими лицами напрямую, без использования в качестве посредника традиционных финансовых институтов (P2P).
  • Кредиты «до получки» подверглись жесткой критике в Великобритании, где многие кредиторы взимают проценты по годовой процентной ставке (APR), превышающей 4000%. В связи с этим многие социально уязвимые молодые люди оказались зажаты в тиски серьезных долгов, если им в конечном итоге пришлось брать многократные кредиты.
  • P2P предполагает займы от друзей, родственников или интернет-кредиторов P2P. Это позволяет потребителям получить ссуду в случаях, когда им отказали официальные организации, а более состоятельным потребителям позволяет добиться большей прибыли от инвестирования, когда размеры процентной ставки низки.
  • Кредитование P2P оказалось особенно популярным в Китае после ужесточения требований по банковским кредитам в 2010 г. Теперь там более 2000 сайтов P2P, и согласно официальным сообщениям ссуды по интернету выросли в 300 раз, до 6 миллиардов юаней в первой половине 2011 г.
  • Ожидается, что в течение нескольких следующих лет критерии кредитования будут оставаться строгими, но наблюдаются признаки стабилизации темпов накоплений, а в прогнозный период ожидается рост потребительских займов, хотя и более низкими темпами, чем до экономического спада, так как потребители продолжают проявлять осторожность.
  • Рост притязаний новых потребителей со средним достатком на развивающихся рынках будет в течение прогнозного периода ключевым фактором роста в потребительском кредитовании на этих рынках, предоставляя зарубежным компаниям возможность предложения ряда кредитных услуг.
  • В течение прогнозного периода в кредитовании по кредитным картам после небольшого понижения в постоянных величинах в период с 2007 по 2012 г. может наблюдаться рост реальной стоимости до 21%.
  • 3. «Народовластие»

  • В новом периоде осторожности и обдуманных покупок потребители больше не принимают маркетинг на веру. Отдельные лица берут на себя проведение собственных исследований, ставят в известность о своем мнении и играют более активную роль в разработке и продвижении продукта.
  • Растущая важность вклада потребителей в виде откликов общественности, обзоров и рейтингов оказала значительное влияние на индустрию общественного питания и туризма.
  • Положительные рекомендации на международных сайтах, таких как TripAdvisor, могут существенно увеличить приток посетителей для небольших предприятий, которые сами не могут позволить себе оплатить такую рекламу.
  • Главной проблемой отрасли является озабоченность тем, что предприятия розничной торговли и владельцы ресторанов пытаются манипулировать системой рейтингов в интернете. Однако интернет-сайты и потребители становятся все более грамотными в отношении отличий между настоящими и поддельными отзывами.
  • Социальные сети также оказали огромное влияние на формирование общественного мнения. При наличии более 100 миллионов пользователей Twitter дал каждому возможность сказать свое веское слово, от сообщений о новостях до передачи мыслей, обмена идеями и организации протестов.
  • Продавцы начинают понимать, что наблюдение за разговорами о своих торговых марках и участие в диалоге с покупателями – наиболее удобный способ получения ценных откликов; а реклама в социальных сетях эффективна, так как она может быть ориентирована на отдельных людей.
  • Было установлено, что поддержка знаменитостями в Twitter оказывает огромное влияние на продажи бренда и стала одним и важнейших источников новых заказов и притока покупателей.
  • Компании используют тенденцию к «народовластию» в своих интересах, применяя методы «краудсорсинга», когда потребителей просят поделиться своим мнением о продукте или дизайне или рекламе новых продуктов – иногда за вознаграждение.
  • Многим компаниям успешные инициативы «краудсорсинга» помогли раскрутить торговую марку, и в будущем этот метод будет применяться все чаще и чаще. Социальные сети предлагают участникам рынка огромные возможности для привлечения потребителей стараниями «краудсорсинга».
  • Последнее время наблюдается рост популярности прикладных программ, связанных с поездками и привлекающих широкую общественность для решения определенных задач через Интернет, таких как Localmind, которые связывают потребителей с местными жителями во всем мире, могущими предоставить им новейшую и точную информацию о том месте, куда они направляются.
  • По мере того как мир становится все теснее, а потребители в массовом порядке обращаются в социальные сети, чтобы обсудить свои идеи и мнения и просмотреть форумы в целях принятия решения о покупке, способность потребителей влиять друг на друга и на торговые марки вырастет еще больше.
  • 4. Многокультурный консюмеризм

    Общество становится все более многокультурным, в силу того, что на рынках развитых стран наблюдается приток рабочих-мигрантов и иностранных студентов, в то время как растут и существующее национальные группы. В Соединенных Штатах дети, родившиеся в группах национальных меньшинств, впервые составили большинство всех детей, рожденных в 2012 г.

  • Европа также все в большей степени становится плавильным котлом, так как многие экономические мигранты и претенденты на получение статуса беженца в поисках работы направляются в Западную Европу. Набольшее количество иностранных граждан в Европе насчитывается в Германии (7,2 миллионов в 2011 г.).
  • И хотя, в общем, Азия привлекает меньшее количество мигрантов, число лиц некорейской национальности в Южной Корее за последние годы существенно выросло. Большинство из них из других частей Азии, включая Китай.
  • Возможно, важнее роста числа мигрантов тот факт, что группы национальных меньшинств начинают становиться все более экономически независимыми. Например, в Соединенных Штатах новейшие исследования показывают, что американцы азиатского происхождения являются расовой группой с самым высоким доходом и уровнем образования в стране.
  • Возрастной состав национальных меньшинств обычно достаточно молодой, и уровень рождаемости высокий. Поэтому в данной группе потребителей наблюдается высокий спрос на детские и ориентированные на семью продукты и услуги.
  • Рост культурного многообразия оказывает влияние на особенности питания, совершения покупок и отдыха на рынках развитых стран в плане предложения целого ряда блюд этнической кухни и в розничной продаже, и в сфере общественного питания, и изменения предпочтений в музыке и одежде.
  • Рынки развитых стран также становятся все более разнообразными в свете религиозного отождествления с мигрантами из нехристианских стран. В Европе сейчас более 20 миллионов мусульман, и их численность растет, стимулируя спрос на продукты, ориентированные на мусульман, такие как халяльное мясо.
  • Границы между пищей, предназначенной для потребления представителями этнических групп, и обиходными продуктами питания с этническим колоритом становятся все более размытыми, так как западные потребители стали более смелыми в своих кулинарных предпочтениях, проявляя склонность к более пряной и экзотической пище.
  • В то же время компании разрабатывают продукты специально для покупателей-представителей этнических групп, прилагая особые усилия для изучения их культуры и потребностей – например, приспособив упаковку и включив другие языки в систему маркетинга.
  • Увеличение и рост покупательной способности потребителей, относящихся к разным культурам, повысили спрос на косметическую продукцию, отвечающую потребностям различных цветов кожи и типов волос.
  • Участники рынка также представили новым сообществам товарные марки, которые не позиционируются как этнические, задействуя специальных представителей, импонирующих разнообразным этническим группам, таких как мексиканско-американская актриса Сальма Хайек, привлеченная CVS Pharmacies для вывода на рынок своей собственной товарной марки Nuance в 2011 г.
  • В связи с тем, что численность этнических групп и иностранцев продолжает повышаться и их покупательная способность растет, потребители, относящиеся к разным культурам, станут особо важным рынком сбыта, и производители продолжат искать пути, чтобы приспособиться к их потребностям.
  • 5. Борьба с ожирением

  • Несмотря на растущую тенденцию к поддержанию здоровья и здорового образа жизни, ожирение достигло рекордного уровня и продолжает расти, хотя и медленнее, чем раньше. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 1980 года количество людей, страдающих ожирением, удвоилось.
  • Если раньше это считалось проблемой только крупных развитых рынков, то сейчас рост ожирения наблюдается и в развивающихся странах. Особенно остро проблема стоит в Латинской Америке, и к 2011 году Мексика, в которой 37% лиц старше 15 лет страдают ожирением, стала ведущей страной по борьбе с ожирением.
  • Уровень ожирения в Азиатско-тихоокеанском регионе в целом низок, но ожидается, что в прогнозный период в нескольких странах данного региона будет наблюдаться очень быстрый рост уровня ожирения, т.к. рост доходов приводит к тому, что потребители перенимают удобный западный образ питания и идею «фастфуда».
  • Кризис был вызван ростом потребления высококалорийных продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров в сочетании с сидячим образом жизни. Кроме того, маркировка продуктов питания непоследовательна, часто дезориентирует и порой вводит в заблуждение.
  • Последствия ожирения и избыточного веса для здоровья включают болезни сердца, диабет 2 типа, повышенное артериальное давление и инсульт, которые влекут за собой растущую нагрузку на систему здравоохранения.
  • В ответ на это правительства ввели такие меры, как «налог на жир» в отношении высококалорийных продуктов и запретили торговые автоматы в школах, начав кампании по повышению информированности о здоровье.
  • В связи с тем, что средства массовой информации продолжают создавать и поддерживать в качестве идеального телосложения худощавую фигуру, это приводит к желанию потребителей похудеть. А это вызвало рост случаев пищевых расстройств, в том числе анорексии среди молодежи.
  • Так как многие не в состоянии или не желают терять вес, прилагая какое-то усилие – т.е. сократив потребление пищи и увеличив физическую нагрузку – они прибегают к более легким решениям, таким как маложирные/низкокалорийные диетические продукты, таблетки для похудения, продаваемые без рецепта, или, в более экстремальных случаях, к хирургическому вмешательству, способствуя подъему этих секторов.
  • За отчетный период 2007-2012 гг. продажи продукции для контроля за весом и продуктов питания, полезных для здоровья, показали хорошие результаты. Задачей производителей было создание продуктов с низким содержанием жира и сахара и в то же время питательных и вкусных.
  • В ответ на запросы потребителей, следящих за своим весом, рестораны расширяют ассортимент низкокалорийных блюд со сниженным содержанием жира и указывают калорийность в меню. В Соединенных Штатах новое законодательство требует, чтобы сети, состоящие из 20 или более точек, указывали количество калорий, жира и натрия.
  • Еще одно последствие ожирения – изменение размеров тела, и мода должна соответственно к этому приспособиться. Растет спрос на большие размеры одежды, и многие розничные магазины вводят специальные диапазоны в своих магазинах, ориентируясь на крупных детей или взрослых.
  • Ожидается, что в течение прогнозного периода на рынках развитых стран уровень ожирения сгладится, так как потребители становятся все лучше осведомлены о здоровом образе жизни, при поддержке правительственных мер, активности производителей и предприятий общественного питания, направленных на то, чтобы ограничить прием потребителями пищи с высоким содержание жира или сахара.
  • Развитие технологий приведет к появлению вкусной диеты с более высокой сытостью. А разработка растительных подсластителей, таких как экстракт стевии или архата может привести к новому поколению продуктов питания и напитков с низким содержанием сахара и без сахара.
  • 6. Новое отношение к старению

  • По мере старения населения общество становится более либеральным, подход к молодому, среднему и пожилому возрасту заметно изменился, размывая традиционные понятия о моде и образе жизни, соответствующих возрасту.
  • В условиях одинаковой культуры и поведения родителей и детей и интернета, разрушающего возрастные барьеры, очевидно, что потребительский спрос меньше зависит от возраста, чем когда-либо прежде.
  • Одной из основных причин того, что люди долго не стареют, может быть то, что они больше заботятся о своем здоровье. Сегодняшние потребители лучше осведомлены о фитнесе и правильном питании и принимают профилактические меры, чтобы сохранить свое здоровье как можно дольше.
  • Более того, достижения в области медицины означают, что постоянно увеличивается продолжительность здоровой жизни, т.к. люди с многочисленными хроническими заболеваниями живут дольше. В период между 2006 и 2011 г. продолжительность здоровой жизни в мире выросла более чем на два года.
  • Исследования показали, что люди за 50 лет не считают себя старыми, и многие хотят учиться и работать так долго, насколько это возможно. По данным опроса Del Webb 2010 года, большинство лиц, родившихся во время демографического взрыва, считают, что старость начинается где-то в возрасте 80 лет.
  • Исследования также обнаружило, что и молодежь, и люди более старшего возраста, родившиеся в период демографического взрыва, остаются активными, здоровыми и занимаются спортом, при этом 51% лиц более старшего возраста сообщают, что они также или даже более активны, чем 15 лет назад.
  • Цифровые технологии сыграли огромную роль в размывании возрастных рамок, т.к. люди всех возрастов свободно общаются в блогах и обзорах, интернет-форумах и социальных сетях, и поэтому подвержены влиянию одной культуры и одних и тех же источников.
  • Желание бэби-бумеров и старшего поколения X как можно дольше молодо выглядеть дало возможность ориентироваться на потребителей старшего возраста в ряде сегментов, относящихся к уходу за волосами и кожей, здравоохранению и моде.
  • Одной из категорий, оказавшейся в наибольшем выигрыше, оказались антивозрастные продукты, на которые потребители были готовы продолжать тратить деньги в период экономического спада. В целом в период 2006-2011 гг. продажи антивозрастных продуктов выросли на 63%, до 22,2 миллиардов долларов США
  • Крупные косметические фирмы уже давно пользуются услугами знаменитостей в возрасте для своих кампаний по борьбе со старением, подкрепляя идею, что пожилые женщины также могут выглядеть гламурно. Например, Джейн Фонда в свои 72 года по-прежнему выступает послом линейки продукции L'Oréal's Age Perfect.
  • Производители красок для волос и средств от выпадения волос также извлекли пользу от желания вечной молодости, в связи с тем, что потребители стремятся скрыть явные признаки старения. Краски для волос выиграли от недавнего роста популярности окраски волос на дому как более дешевой альтернативы затратным услугам салонов красоты.
  • Товары для здоровья и профилактики, позиционируемые как полезные для сердечнососудистой системы, улучшающие пищеварение, состояние костей и общее состояние здоровья, были особенно популярными в период 2007-2012 гг., в то время как пищевые добавки омега-3, -6, -9 пользовались популярностью в категории витаминов и микроэлементов.
  • В последние годы наблюдается бум на рынке нехирургических косметических процедур, а инъекционные наполнители разрушили стереотипы и стали более доступны широкой общественности.
  • С учетом того, что многие теперь считают, что возраст – это состояние души, в будущем участники рынка изыщут дополнительные возможности, чтобы солидаризироваться, общаться и установить контакт с потребителями вне зависимости от возраста, а ориентируясь на них, например, в зависимости от отношений, ценностей и жизненного этапа.
  • В будущем можно будет наблюдать прорыв в разработке продуктов, которые замедляют биологические часы. Например, исследователи изучают средства борьбы со старением на клеточном уровне, а также результаты воздействия геля с тестостероном, который, как считается, может восстановить либидо и общую силу у пожилых мужчин.
  • Просмотров: 83 | Добавил: mistimckeeluf | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar